1 К сетевой церкви. Аввакум и никониане.

Произошла полная подмена смысла. Именно никониане, внедрявшие на Руси обновленные греческие правила, сыграли роль махровых консерваторов и инквизиторов. А вот последователи протопопа Аввакума, внешне державшиеся за старые традиции, совершили самое смелое обновление русского менталитета, открыв рискованный, независимый от официоза, но единственно достойный свободных людей путь. Вся русская традиция была осмыслена ими как живое и драгоценное наследие, как Святая Русь. А никониане свели традицию к неудержимому огосударствлению церкви, к бюрократическому чинопочитанию и полицейскому надзору. Их Третий Рим пытался подражать Первому, а в итоге «схлопнулся» в какой-то нелепый гибрид еще дохристианского Иерусалима с Синодом-Синедрионом, озабоченным только поиском и уничтожением еретиков. Староверы же воспроизвели судьбу первых христиан, гонимых и иудеями, и римлянами. Они добровольно предпочли бега, скиты и гари кошмарному обращению истории вспять и установлению на Руси доиисусовых законов, будто бы Он приходил зря…