Это заключительная статья цикла "Технологии "Пятой Империи". Наш цикл о новом взгляде на российскую судьбу — о предчувствии Пятой Империи, о ее неизбежности как формы дальнейшего существования русской цивилизации, о силах, способных превратить Пятую Империю из провидения в реальность, о технологиях позволяющих изменить действительность, об Общем Деле, способном создать Ковчег спасения русской цивилизации.
"Пятая Империя" с момента провидения А.А.Проханова обрела информационную плоть, наращивает всё ширящийся контекст, стала действенным фактором трансформации общественного сознания и коллективного бессознательного. А.Проханов определил "Пятую Империю" как политическую форму, позволяющую "заглянуть за горизонты и осмыслить русскую цивилизацию как прообраз рая земного. При этом "Пятая Империя" далека от жесткого централизма, предшествующих имперских формаций. Она много- укладна, полифонична, полицентрична, это сетевая империя, имеющая множество центров, бесчисленных связей.
Сегодня, исходя из логики развития мыслеформы, "Пятая Империя", очевидно, есть не сегодняшняя и даже не завтрашняя Российская Федерация. "Пятая Империя" — российское государство, которым оно будет, если выживет и использует к своей выгоде глобальный системный кризис, разворачивающийся на наших глазах в мире. "О каком кризисе вы говорите? — спросит иной читатель. — Ведь все только-только начало образовываться, а жизнь налаживаться". А другой еще сошлется на свои впечатления от недавней зарубежной командировки или отдыха в далеких краях. Но кризис нарастает и его игнорирование, собственно, является едва ли не главной проблемой и высшей российской власти и народа нашей страны. Более того, это игнорирование и представляет собой объединяющий фактор, консолидирующий население и власть. Именно этот психоисторический феномен породил отмеченное многими проницательными политологами восприятие современности народом и властью как своего рода "неозастоя".
В этом смысле "Пятая Империя" — есть идеология постпутинского периода, ориентир действий для правящей элиты в период наступившего глобального кризиса. "Пятая Империя" — это российская политическая структура кризисного мира, включающая в себя государство как несущую, но не единственную властную конструкцию. "Пятая Империя" есть симфония очистившегося в ходе решения кризисных проблем и задач развития государства и многообразия политических контуров креативных и централистских корпораций, конфессий, общественных объединений, групп инициативного действия и.т.п.
Будучи по глубинной сути идеологией постпутинского периода, "Пятая Империя", тем не менее, логично привела к формированию нигде не зарегистрированной, но оказывающей всё большее влияние на политическую жизнь "Партии Третьего срока". Причины такой парадоксальности просты и абсолютно объективны.
Идеология "Пятой Империи" предполагает осознание катастрофичности сегодняшнего привычного нам мира в его политической, экономической, геостратегической, военной, социальной, технологической и даже психологической составляющих. "Пятая Империя", собственно, и мыслится как политическая форма существования российской цивилизации в катастрофическом мире, своего рода магическая машина, преобразующая кризис в развитие, всемирный хаос в русское воскресение.
С кризисом и связано появление "Партии Третьего срока". На то есть, по меньшей мере, две причины.
Во-первых, в начальной фазе явного кризиса на первый план выступает сдерживание панических настроений, стремительно нарастающей социальной хаотизации.
Реальным препятствием этому могут выступить только политические институты, пользующиеся, не важно — оправданно или нет, доверием подавляющего большинства населения. И вся проблема в том, что, согласно многочисленным независимым опросам, таким доверием располагает в настоящее время только институт президентства. Причем не вообще, а в лице вполне конкретного человека — В.В.Путина. Его противники могут указать на многие безобразия, творящиеся в стране, более того, на его подлинные или мнимые стратегические просчеты и тактические ошибки. А наиболее непримиримые могут утверждать о корыстном умысле, имеющем гибельные последствия для страны. Но никто из них не может отменить тот факт, что подавляющее большинство населения страны верит именно В.В.Путину. Соответственно, в начальной стадии острого кризиса только этот факт будет иметь значение, только он, возможно, даст решающий выигрыш во времени для развертывания структур и программ кризисного преображения.
Во-вторых, азы синергетики свидетельствуют: система, вступившая в режим самоподдерживающейся критичности, неизбежно разрушается под воздействием внутренних причин. Что будет дальше, хаос или зарождение новой системы, зависит в решающей степени от того: сформировались или нет на периферии старой системы "локусы грядущего", своего рода "островки будущего" в настоящем. Если сформировались, то имеется большая вероятность, что вслед за гибелью старой системы сложится новая, объединившая структурно "локусы грядущего", существовавшие в старой системе. В новом мире с периферии они выйдут в центр, станут системообразующими структурами, определяющими качество и направленность динамики новой системы.
Так вот, имеющий глаза — видит, имеющий уши — слышит, имеющий незашоренный ум — понимает: с начала нового тысячелетия, то есть в период правления Путина, началось формирование и развитие все возрастающего числа крепнущих "локусов грядущего", в том числе описанных А.Прохановым в его "Кристаллографии "Пятой Империи" и маркированных в предыдущих статьях нашего цикла. Да, они пока не определяют мэйнстрим, не они формируют основное направление динамики страны. Но главное, локусы появляются, множатся и в немалой части происходит это внутри или при поддержке государства. Поэтому "Партия Третьего срока" — это партия порядка и развития в противовес партии национал-предательства или силам очистительного хаоса, новым революционерам. Последние всегда хотели добра, но сеяли зло, стремились к созиданию, но запускали адские машины разрушения. Кстати, революционеры в России всегда были образованными людьми, и нынешние — не исключение. Поэтому им, честным, порядочным и пассионарным людям, стоит задуматься и оглянуться в прошлое нашей многострадальной Отчизны, чтобы еще раз подумать — к чему может привести так желаемая ими революция: "2007 или 2008 годов".
Имеются две стороны единого целого, чреватые угрозой будущему русской цивилизации. Одна из сторон состоит в наивном убеждении, что в мире все в порядке и завтра будет лучше, чем сегодня. Собственно, на этом убеждении выстроен текущий национальный консенсус. Оно же сформировало и пропутинское большинство. Это же убеждение питает безусловное согласие большинства народа с властью. На нем же покоятся и все основные политические конструкции нынешнего российского государства, выросшего из Беловежских соглашений и скорректированных кризисом 1998 года. В этом же заключена сила и слабость "Единой России". Тут же можно обнаружить корни государствообразующей идеологии энергетической сверхдержавы глобализованного мира, определяющей сегодня политику и экономику российского государства.
Но не будет спокойного, счастливого, ленивого будущего — вот в чем проблема. Не удастся и впредь избранным "пилить" собственность и "седлать" финансовые потоки, а населению получать свою долю с энергетического пирога и жить в ожидании реализации сталинского лозунга "Жить стало лучше, жить стало веселее". Впереди начало острой фазы глобального системного кризиса, а поэтому будущего у нынешней политической системы нет, как, впрочем, нет его и у других контуров привычной нам действительности.
С другой стороны, на пороге кризиса призывы к революции и тотальному сносу режима абсолютно безответственны и бессмысленны одновременно. Безответственны, поскольку вносят свою лепту в разрушение страховочных конструкций, которые, несомненно, пригодятся в будущем. А бессмысленны в силу своей абсолютной текущей неэффективности. В докризисный период эти призывы будут оставаться "бурей в стакане воды" или "гласом вопиющего в пустыне". В кризисной же ситуации указанные призывы просто смолкнут, ибо будет не до них. На повестке дня встанут задачи выживания общества, государства и цивилизации, их адаптации к глобальным переменам, а затем использование кризиса для преображения России.
И еще. Так называемая "Партия Третьего срока" в корне отличается от своих оппонентов из властного и оппозиционного лагерей трезвым учетом реалий сегодняшнего дня и обращенностью в наиболее вероятное будущее. Нужно сказать, что власть и оппозиция живут настоящим и искренне верят Фукуяме и его сказке о "конце истории". Кроме того, и те, и другие существуют в пределах текущей реальности. Одни хотят и действуют, чтобы она длилась как можно дольше, другие стремятся в рамках именно этой реальности — глобализованного мира, беловежского государства, физически больного, и в немалом числе душевно нездорового населения, деградировавшего социума и деформированной структуры экономики — осуществить радикальные перемены или, по выражению одного из наиболее ярких и умных оппозиционеров, создать "из России путинской Россию благословенную". Тем самым, и одни, и другие, несмотря на все их различия, едины в принятии безальтернативного будущего прямо продолжающего текущую реальность.
Из эсхатологического понимания "Пятой Империи" неизбежно следует и основополагающий принцип ее основания — собирание "локусов грядущего" в некие сетевые структуры. На первом этапе — через информационное опознание, своего рода "выкликание" "островов будущего" в движущемся к неизбежному концу мире. На следующем этапе, время для которого настает, через Общее дело. Общее дело — это ткань множества общих дел, больших и малых, на самых различных уровнях — от задачи, решаемой группой единомышленников до национальных инициатив, от креативного проекта, порождающего сеть взаимодействия до региональной программы, предполагающей согласование интересов, слияния действий и объединения ресурсов многих участников.
"Партия Третьего срока" — это не политическая партия и не фракция в Государственной думе, это субъект развития, самоорганизующийся через ткань разномасштабных общих дел.
У сторонников концепции "Пятой Империи" и "Партии Третьего срока" в свое время хватило мужества ясно сказать, что во время "сумерек" новой реальности не появится. Задача стоит иная: сберечь, умножить, развить, установить связи между "локусами грядущего", "островами будущего" в настоящем, сберечь русскую традицию, сохранить самобытность нашей цивилизации.
Детальный анализ мировой динамики и процессов трансформации нашей страны позволяют сделать новый вывод: глобальный системный кризис уже начался, и не "за горами" формирование его проявленной фазы — периода смены самих основ привычного нам мира, а значит, у России появляется исторический шанс вырваться из уготованной ей западни, переломить судьбу, избежать участи "последней жертвы" глобализации.
Иными словами: преображение России становится из мечтаний конкретной практической задачей с определенным временным горизонтом. Но для этого надо быть готовым к Большому Кризису, уметь не просто устоять и жить в нем, а использовать открывающиеся возможности для творения новой реальности. Но, как раз тотальная неготовность политической страты, формирующегося субъекта исторического действия и населения страны вообще к кризису, является, вероятно, неосознаваемой, но оттого еще более болезненной, национальной проблемой номер один.
Поэтому следующий цикл "Рождение Империи" и связанные с ним публикации как раз и будут посвящены Большому Кризису. Его предчувствию, признакам, фазам, сценариям. Изменениям, которым на различных фазах кризиса уже подвергаются и будут подвергаться финансы и экономика, политика и социальные отношения, культура и технологии, господствующие идеологии и уклады жизни. Особое внимание будет уделено "локусам грядущего", позволяющим угадать черты новой реальности в текущей действительности. Мы расскажем о стратегиях существования в условиях кризиса. Об инструментах и технологиях кризисного управления и развития. И, главное, мы исследуем шансы, которые открывает для основания "Пятой Империи" глобальный системный кризис. "Пятая Империя" родится в Большом Кризисе. Она есть Новая земля и Новое небо, мир, который придет на смену тому, что сгинет в исторической пучине, в воронке самого серьезного в истории человечества кризиса, разворачивающегося при нашем с вами участием.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии