Читая рассказы Михаила Афанасьевича, его повести "Собачье сердце" и "Роковые яйца", его чарующие романы, не устаешь поражаться жадности, глупости и подлости основной части большинства их персонажей. Эти пороки присущи героям булгаковских книг независимо от их общественного положения — и начальнику, и управдому. И это есть не что иное, как безжалостная оценка человеческого капитала России конца 1920-х годов. С этой убийственной оценкой соглашался и Сталин. И поскольку мир этот несовершенен, а человек — слаб и порочен, роль героя второго пришествия Булгаков доверил не Иешуа, а Сатане — Воланду. И — никакого Армагеддона. Всего-навсего — экскурсии по Москве со спецэффектами и многочисленными последствиями. Воланд прибыл в столицу вершить справедливость. То есть, выполнить функцию, обычно приписываемую добру. Но даже не в этом главное. Воланд не собирается вершить Страшный суд. Не над кем. Слишком слабы, подлы и неинтересны оказались люди. Он решил отобрать из миллионов москвичей нескольких предреченных. Он удостоил выбором Мастера и Маргариту. Так же, как до этого был избран Понтий Пилат. Воланд провел их через смерть к иной жизни. Смерть, по Булгакову — это великая разделительная линия. Орудие судьбы. Технология справедливости. Для эзотерика смерть есть последнее и главное основание мира. То, что для одних — конец, для других есть начало гораздо более сложной и многомерной жизни. У нас есть доказательства того, что Сталин понимал и принимал эту мысль. Когда генерал де Голль поздравил Императора с победой в войне, то в конце ответного письма прочитал изумившие его строки: "В конечном счете, победа остается со смертью".
- Войдите, чтобы оставлять комментарии