Наконец, третья модель — это иезуиты. Их орден нацеливался на приспособление перемен к исходному цивилизационному проекту Запада. Будущее иезуитов — это не новая Реальность, а приспособление перемен к традиции, отбор тех вариантов будущего, которые соответствуют католическому идеалу. Вот есть у цивилизации полсотни путей развития — и с иезуитов, точки зрения, двадцать можно считать допустимыми, а тридцать мы отсекаем. Потому что вон те двадцать дорог находятся в пределах нашего цивилизационного проекта.
Сионизм блестяще продемонстрировал еще один, четвертый подход к делу. Он соединил в себе и тайное общество, и закрытую структуру, и религиозные институты, и широкое общественное движение, и культурную традицию одновременно. Поэтому сионизм так легко приспосабливался почти к любому другому проекту.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии