Поясню на паре примеров, что именно я имею в виду. Канонической стала история о том, как после выхода фильма «Хвост виляет собакой» президент Клинтон прямо воплотил в жизнь его сюжет: принялся бомбить Ирак с единственной целью — прикрыть свой тошнотворный адюльтер. А еще год спустя такой же конфликт разыгрался с участием страны, прямо (пусть и в порядке стёба) поименованной авторами фильма — Албанией. Голову на отруб — веке этак в пятнадцатом авторам бы не миновать костра или, по меньшей мере, «профилактической беседы» в инквизиции… Значение фильма для судеб мира исчерпывающе предопределило его название (вот оно — «истинное имя», настоящая магия слова!) — так что возможные возражения, типа: совпадение! — я просто отодвигаю, словно пустой стакан. В том-то и фокус, что авторы не предугадывали будущее, а именно создавали его, вольно или невольно, и это — единственный способ делать верный прогноз. При этом обратите внимание: и «Хвост вертит собакой» и «Москва, 2042 год» — сатира. Похоже, созидать будущее лучше всего удается именно тем, кто не относится к этому слишком серьезно. Столь же справедливо и обратное: мистические постебушки Пелевина от «Миттельшпиля» до «Поколения П» — это в действительности чистейшей воды производственные романы, где технологии воздействия информационных объектов на вещественные расписаны с той же степенью детальности и достоверности, как взаимодействие аэропортовых служб у Хейли, методика разведки золота у Куваева или работа резидентуры ГРУ у Суворова.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии