Ранее мы упоминали, что Варфоломей стал отшельником в 28 лет, то есть в 1342 году. Теперь мы хотим рассказать, на основе каких соображений был вычислен этот год. Таких соображений несколько. Первое основано на следующем упоминании «Жития» об освещении лесной церквицы: «И тогда священа бысть церкви въ имя Святыа Троица отъ преосвященнаго архиепископа Феогноста, митрополита Киевского и всеа Руси, при великом князе Симеоне Ивановиче, мню убо, еже рещи въ начало княжениа его» (с. 308). Цитата взята из списка «Жития», изготовленного в 20-е гг. XVI века, то есть спустя 180 лет после предполагаемого освящения церквицы. В первой пахомиевской редакции (середина XV в.) указание на время освящения церквицы еще неопределеннее: «Бе бо тогда митрополит Феогност» (с. 348), занимавший высший церковный пост с 1328 г. по март 1353 года. Симеон Иванович (по прозванию Гордый) княжил с 1340 по 1353 год. Это установлено точно. Что же понимать под началом его великого вняжения? Ответ зависит от того, с какой временной дистанции агиограф смотрел на княжение и определял его начало. С расстояния в 180 лет «начало княжения», продолжавшегося 13 лет, может быть понято не только как в самый первый год, но и в последующие год или два. Мы должны также принять во внимание, что агиографу «Жития Сергия» не свойственно стремление к точному определению времени событий.
С освящением церквицы в начале княжения Симеона связано по времени пострижение Варфоломея в монахи под именем Сергия. Судя по контексту «Жития» это событие произошло в том же году, что и освящение церквицы: в освящении участвовал Стефан, о котором сказано, что он после этого, скорее всего, осенью того же года, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Согласно монашеским правилам Варфоломей должен был при пострижении в монахи получить другое имя, которое давалось в честь того святого, чей праздник по календарю был ближе других ко дню пострижения. Варфоломей получил имя Сергия, и отсюда делается вывод, что пострижение произошло 8 октября, когда единственный раз в году отмечается праздник святых Сергия и Вакха. О возрасте Варфоломея при пострижении имеются в разных редакциях «Жития Сергия» три указания. Пахомий Логофет в своей Первой редакции определяет возраст в 20 лет, а в последующих редакциях увеличивает до 23 лет. В Пространной редакции, в той ее части, которую ряд исследователей считает (полностью или неполностью) епифаниевской, возраст пострижения Сергия в монахи определяется дважды – «более 20 лет» и «23 года» (с. 312). Второе хронологическое определение (23 года) в этом списке Пространной редакции записано на полях и потому считается вставным, неистинным. Следовательно, остается хронологическое определение «более 20 лет». Поскольку оно содержится в списке, отдаленном от события примерно 180-ю годами, исследователь вправе понимать выражение «более 20 лет» в пределах от 20 до 29 лет. Нелогично с такой временной дистанции, когда счет идет на года, осмысливать это выражение как утверждение, что в день пострижения Варфоломею было 20 лет. «Более» означает тут более не на месяцы, а на годы; так именно понял это слово тот, кто на полях Пространной редакции (возможно, по примеру Пахомия) написал поправку к тексту («в возрасте 23 лет»). Почему он выбрал 23, а, к примеру, не 28 лет, остается загадкой.
Поскольку мы считаем, что Варфоломей (Сергий) родился в 1314 году и что он не мог быть пострижен в монахи ранее 1340 года (см. цитату о начале великого княжения Симеона Гордого), постольку логично монашеский возраст Сергия отсчитывать начиная с 26 лет. Если, кроме того, мы примем во внимание рассмотренный ранее (в комментариях) хронологический алгоритм, согласно которому, год пострижения Сергия вычисляется как 1342 г., то обоснованнее будет его монашеский возраст исчислять с 28 лет. С этим возрастом хорошо согласуются, как мы уже отмечали ранее, другие хронологические соображения:
1) примерно через два года (это отмечено в «Житии») Сергий стал «де факто» игуменом монастырька;
2) в этом же возрасте Христос, по пути которого шел Сергий, начал служение людям;
3) а через 10 лет, когда Сергию исполнилось 40 лет, он стал официальным игуменом (1354 г.) – в согласии со Студийским монастырским уставом, принятым тогда на Руси.
Исходя из указания «Жития» о двух-трехлетнем отшельничестве Сергия, мы вычисляем 1344 год как год начала совместной жизни Сергия с другими монахами на территории вокруг церквицы Святой Троицы. Время, которое мы намерены осветить в этой главе, определяется началом и концом монашеской общины во главе с Сергием, вплоть до его официального назначения игуменом монастыря Св. Троицы в 1354 г. Следовательно, это время охватывает – прошу читателя запомнить – десять лет. И оно никем не ставится под сомнение, хотя весьма часто не фиксируется, замалчивается. Десять лет Сергий был фактическим игуменом монастыря Святой Троицы, хотя его никто в этой должности не утверждал. Десятилетие неоцерковленного существования монастыря было отмечено важными событиями: приходом к Сергию смоленского архимандрита Симона, построением новой, более обширной церкви, созданием 12-членной Общины монахов, бунтом голодающих монахов против Сергия, чудесным привозом хлебов голодающим монахам.
Какая-либо хронология этого времени отсутствует как в Первой пахомиевской, так и в Пространной редакциях. Однако есть одно событие, которое помогает определить приблизительно годы всех вышеназванных событий. Событие это – смерть игумена Митрофана. В Пространной редакции (только в ней) о его смерти сказано так: «По лете же единем прежереченный игуменъ, иже постриже блаженнаго Сергиа, разболеся, и неколико время поболевъ, от сего житиа преставися и къ Богу отъиде» (с. 322). Надо решить, после чего прошел отмеченный год. Вариантов ответа всего два: после пострижения Сергия и после начала его жизни вместе с другими монахами. Первый вариант отпадает:
1) раньше в «Житии» определенно было сказано, что Сергий жил один в пустыньке два-три года;
2) сообщение о смерти игумена Митрофана помещено в центр рассказа именно об устроении монастыря Святой Троицы. Следовательно, наиболее вероятно, что игумен Митрофан умер примерно год спустя после основания монастыря (1344 г.), то есть году в 1345-м. К этому времени, значит, надо относить недовольство монахов тем, что Сергий не хочет быть игуменом и что приходится для совершения литургии приглашать «чужого попа» (об этом недовольстве мы подробно расскажем позднее). Недовольство, грозившее перерасти в конфликт, было прекращено самым неожиданным образом: в монастырь пришел знаменитый смоленский архимандрит Симон, который, понятно, имел право совершать литургии и постригать в монахи. Конфликт был снят в преддверии наметившегося скандального ухода монахов из монастыря. Если мы отведем год на созревание конфликта после смерти игумена Митрофана, то можно будет предположительно отнести приход архимандрита Симона к 1346 году. Примерно через год (в 1347 г.) была на деньги Симона построена новая, вместительная церковь. Обо всем этом и о других событиях 1344 – 1354 гг. мы сейчас обстоятельно расскажем.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии