36 Перемена без изменения сути

Больший из вас да будет вам слуга.

Библия

Три дня прошло с тех пор, как преп. Сергий ушел из монастыря. Естественно, что, когда он вернулся, монахи с нетерпением ждали рассказа о беседе с епископом. Агиограф Некто весьма старательно изобразил необычайное умиление Сергия его приобщением к Церкви: «...вшед въ церковь, паде лицем на земли и съ сльзами молитву творяше...» (с. 326) и т. д. в том же однообразно-этикетном стиле. Что рассказал Сергий монахам? Что он принял честь и обязанности священника и игумена, но устав жизни монахов и игумена остался прежним. Сергий вспомнил о древнеиноческих порядках и о своих предшественниках. «Житие» приводит их славные имена: Антоний Великий, и великий Евфимий, Савва Освященный, Пахомий ангеловидный, Феодосии общежитель. Об отношении Сергия к ним сказано просто и весомо: «Храня в сердце их жития, блаженный молился Святой Троице о том, чтобы неуклонно идти по стопам этих преподобных отцов» (с. 327).

Главное же было в том, что игумен и священник Сергий нимало не изменил правила своего «чрьнечьскаго, на памяти имея рекшаго (Библия, Мф., 23: 11): «Иже кто въ вас хощет быти старейши, да буди всех менши и всем слуга» (с. 330). Он по-прежнему раньше всех выходил на работы и раньше всех приходил в церковь. Кроме того, – это было в духе Сергия – он добавил к своим трудовым обязанностям еще несколько. Поскольку теперь сам вел литургию, причем каждый день, то он сам стал печь для причащающихся просфоры, никому другому он не отдавал этой работы, стремясь «быть учителем и делателем» одновременно. «И кутью сам варил, и свечи лил, и кануны готовил» (с. 330). Можно себе представить, как косо смотрели на Сергия другие игумены, не делавшие ни этой и никакой другой физической работы.

Служение Богу и ближнему, жертвенный труд и смиренномудрие по-прежнему составляли для Сергия нерасторжимое единство.