39 Огненный дух

Можно по желанию окружиться силою огненною... У Нас это качество настолько исилено, что ложно читать при своем свете.

тивая атака

http://svitk.ru/004_book_book/15b/3336_kosorukov-stroitel_vehnogo_puti…
9.5. Человек смотрит на лицо, Бог – в сердце

Рассказы об изгнании бесов (одержателей) из бесноватого (одержимого) часто встречаются в житиях святых. Бесноватые не перевелись со времен Христа. Одержание – мучительная болезнь. В смутные, напряженные времена, как наше нынешнее или Сергиево, количество одержимых стремительно возрастает. «...Разновидности одержания неисчислимы [98]... Одержания могут быть неизлечимые. Мозг и сердце перерождаются от двойственного давления» [99].

Бесноватый боярин, о котором идет речь в рассказе «О беснующемся вельможе»*, «жил на р. Волга». Он относился к разряду свирепых и обладал громадной силой. «...Бес люто мучил его, ...день и ночь. В железных оковах боярина держали 10 человек. Но он... и от оков освобождался: одних бил руками, других рвал зубами. Иногда он убегал в степь, и там люто терзался бесом, пока его не находили и, связав, не приводили домой» (с. 357-358).

Родные боярина, слышавшие о чудесных исцелениях Святого Сергия, собрались вместе и решили отвезти бесноватого в Свято-Троицкий монастырь. Но он не хотел даже слышать о Сергии. Пришлось применить силу.

С большим трудом удалось привести бесноватого в монастырь. Когда «Преподобный вышел навстречу одержимому, неся в руке крест и крестя ему лоб, уста и грудь, тот, рыкнув громким голосом, сразу же отскочил и бросился в лужу» (с. 358). «С этого часа он исцелился благодатью Христовой, и разум к нему возвратился. Начали его спрашивать: «Что было и что ты видел, когда вопил? Он отвечал: «Когда меня привели к Святому Сергию и когда он начал меня крестить честным крестом, тогда увидел я, будто воссияло от креста второе солнце и тут же вылетело оттуда большое пламя, которое окружило меня всего с головы до ног. Потому-то я и бросился в воду, подумав, что должен буду сгореть от этого пламени» (с. 358). Точное описание, красочное. Нам же оно интересно и важно как свидетельство «Жития» об огненной, очень высокой степени духовного восхождения Сергия, о его громадной психоэнергетической мощи. Не обладая ею, нельзя было выходить на поединок со свирепым бесноватым: в припадке бешенства черный одержатель направляет свою силу против того, кто изгоняет его. Одержатель – слуга темных, которые часто используют его в своих целях [100]. Поединок с бесноватым должен был воскресить в памяти Сергия то время, когда он, будучи начинающим иноком, отбивал смертельно опасные нападения нечистой силы. Борьба продолжается. Изменяются лишь ее формы и обличия исполнителей злой воли Князя тьмы.

Боярин с Волги еще «несколько дней находился в монастыре» (с. 358). Преподобный, наверное, наставлял его, как вести себя в дальнейшем, так как хорошо знал, что «выход одержателя недостаточен для излечения. Около тысячи дней опасность повторения не иссякает, больной должен пристально следить за мыслью своей» [101].

В житиях других святых нередко встречаешь упоминание о разных дарах (движимых и недвижимых) монастырям, подносимых благодарными богатыми жертвователями, такими, как эти волжские бояре. Но нет подобных сведений в «Житии Сергия», хотя, ясно, что агиограф с радостью привел бы их и поместил бы на видном месте... Больного из боярской семьи вряд ли привезли бы в Свято-Троицкую обитель в то время, когда ее настоятель еще не был законным сыном православной церкви: этикет, честь боярская, неодобрение духовных властей – все это стояло на страже у выхода за нормы поведения правящего сословия. Но как только церковная власть почтила Сергия даром священника, и он из пасынка стал сыном церкви, барьер был устранен, и мягкий, чудотворный лик Сергия, его слава целителя стали притягивать в Обитель и сановитых людей. Поэтому мы полагаем, что вельможу с Волги привезли в Свято-Троицкий монастырь, скорее всего, когда Сергий стал официально узаконенным игуменом.

Рассказ «О бесноватом вельможе» написан (почти целиком) в реалистическом ключе, талантливо, ярко; действие развивается динамично, драматично, самые «зрелищные» картины даны, как в кино, крупным планом. Рассказ написан мастерски. Именно поэтому мы склонны признать его почти целиком творением Епифания.

Наше «почти» относится к описанию встречи бесноватого в монастыре. Она подпорчена измышлением автора о том, что укрощение бесноватого началось с молебна монахов, отчего бесноватый «начал утихать». Только тогда его смогли «привести в монастырь». Необходимо ясно представить себе, что вымысел агиографа – следствие ограниченности его представлений расхожими церковно-учительными стереотипами. Сколько бы ни было молящихся монахов, их молитвы не могли иметь никакого влияния на одержателя. «Даже сам крест бессилен без сердца» [102], т. е. без открытого сердечного центра. Все дело только в этом, только в утонченной огненной психоэнергии Сергия, жгучее воздействие которой не может переносить одержатель. «К одержимости следует отнестись научно... Лишь вмешательство третьей воли, твердой и чистой, может нарушить это беззаконие, которое поражает людей вне возраста и положения» [103]. Но почему одержимость – беззаконие? Живая Этика уделяет первостепенное внимание духовно-нравственным законам развития мира и человека, а «каждая одержимость проникает, в первую очередь, через канал безнравственности» [104], иначе говоря, проникает в тонкое тело человека, нарушающего нравственные законы.

Компилятивный характер издания «Жития» архимандритом Леонидом имеет свои плюсы и минусы сравнительно с редакциями Пахомия. Во второй половине «Жития» минусов значительно больше, чем в первой. Это касается и рассказа «О бесноватом вельможе». И дело не только в том, что в Первой пахомиевской редакции этот рассказ и стилистически, и лексически лучше, чем в Пространной редакции. Концовка рассказа испорчена вставным фрагментом (от слов «Отсюду бо великъ бяше...» и заканчивая словами «...яко единого от пророкъ» – 364 с), который по содержанию не связан с рассказом. Кроме того, к рассказу подверстан другой («О видении братства»), тематически не относящийся к нему и не отделенный от него другим названием, как это вообще принято делать в издании арх. Леонида.