Встреча с профессором Вячеславом Михайловичем Звониковым состоялась в Москве, в Центральной клинической больнице железнодорожников, в новом корпусе Оздоровительного центра, где находится рабочий кабинет профессора и его научные лаборатории. Это первое его открытое интервью, которое он дает после серии уникальных экспериментов, цель которых заключается в том, чтобы методами классической науки объяснить загадочные явления человеческой психики.
Прежде подобные исследования велись секретно в военных лабораториях, под тщательным надзором спецслужб. Их результатов с нетерпением ждали разведчики, военные, создатели новых видов оружия, новых информационных систем. Когда финансирование подобных работ прекратилось, эксперименты продолжили ученые-энтузиасты, к которым принадлежит и доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Михайлович Звоников.
Александр ПРОХАНОВ. В чем суть вашей научной проблематики, Вячеслав Михайлович?
Вячеслав ЗВОНИКОВ. В моей нынешней работе просматриваются два направления.
Первое относится к психофизиологии людей экстремальных профессий: летчиков, космонавтов, военных, выполняющих специальные операции с огромным риском для жизни. И конечно, весь контингент железнодорожников — машинистов, помощников машинистов. То есть людей, от нормального функционирования которых зависит и успех профессиональной деятельности, и безопасность пассажиров. Это направление науки связано с общим состоянием человека, его психики, функциональных возможностей.
Второе направление относится к тайнам человеческой психики и ее резервным возможностям. Эти тайны волнуют научный мир, их стремятся познать медики и психологи. Это второе направление можно назвать фундаментальным. К нему-то привлекается внимание практиков, исследования полноценно финансируются, то финансирование прекращается, меняется взгляд на подобные исследования, как побочные, несущественные. Хотя, на мой взгляд, эти работы являются базисными, предопределяющими знание о функционировании человека в современном мире. Именно они позволят вскрыть причины развития многих заболеваний, понять механизмы информационного взаимодействия между людьми, а также сущность взаимодействия человека с окружающим пространством и природой.
Именно это второе направление могло бы дать ответы на сложные вопросы, мучающие нас издревле: что есть внутренний мир человека и как этот мир соотносится с миром внешним. Это направление весьма обширно. И чем больше я вместе со своими сподвижниками им занимаюсь, тем больше убеждаюсь, как мало мы знаем об этом загадочном мире. После долгих лет работы благодаря нескончаемым экспериментам, накопив массу знаний, мы можем твердо утверждать, что наряду с традиционными, вербальными способами общения между людьми существуют и иные, невербальные.
Сам я выходец из авиации, долгое время проработал в Институте авиационной и космической медицины, там, где человек раскрывается во всей функциональной полноте. Летчик-истребитель благодаря колоссальным перегрузкам, стрессам изнашивается к тридцати четырем годам, после чего должен оставить профессию по состоянию здоровья. Именно там и родилось направление исследований, получившее название восстановительной медицины, в результате чего оказалось возможным продлить полноценное существование человека экстремальной профессии. Там же у человека, попадающего в аварийную ситуацию, обнаружился огромный запас скрытых внутренних возможностей, дающих ему возможность вырваться из опасных ситуаций, проявить невиданную интуицию, стойкость, способность к прогнозированию.
А. П. Из ваших слов следует, что реальный человек как бы запломбирован. В организме существуют закрытые резервные зоны. Если это так, то почему они оказались запечатанными? Это результат того, что человек изжил свою древнюю суть? И эти резервы ждут своего часа?
В. З. Экстраординарные способности человека, проявляющиеся у некоторых индивидуумов особенно сильно, являются достоянием каждого человека. Любое общебиологическое свойство должно принадлежать всем людям без исключения. Мы провели огромное количество исследований, изучили три группы людей. Тех, кто только декларирует свои экстраординарные способности. Кто имеет их, но не дает себе в этом отчета. И у кого налицо психические отклонения. Для определения уникальных способностей разработали специальные тесты, и оказалось, что способности всевозможных магов, колдунов, целителей, экстрасенсов и просто гуляющих по улицам людей абсолютно равны.
Когда заходит речь об этих сверхспособностях, то все почему-то вспоминают Чумака и Кашпировского. Мы не ставим под сомнение способность того или иного целителя, мага, гипнотизера, но исследуем само явление. Спрашиваем себя: существует ли оно на самом деле? И даем положительным ответ. Другое дело, каким образом, при каких обстоятельствах это явление обнаруживается, какова его природа. Я убежден, что способность к сверхчувствительности присуща каждому человеку. Она дана ему природой для помощи в обыденной жизни, хотя и является резервной, запечатанной, как вы выразились.
Существует точка зрения, что на заре человечества, когда оно только еще начало развиваться, эта способность проявлялась в людях в гораздо большей степени, служила молодому человечеству способом закрепиться на земле в сложнейших, быстро меняющихся условиях обитания. Именно об этом, седьмом, чувстве молодого человечества, говорится в гениальном стихотворении Николая Гумилева.
Так называемые сверхестественные свойства ярко выражены в детях. Когда рождается ребенок, совсем еще маленький, в нем обнаруживаются повышенная чувствительность, интуитивность, которые он проявляет не вербально, не словами, а поведением, рефлексами. Недаром все маленькие дети — гениальные рисовальщики, певцы. Они наполнены сенсорными свойствами, творящими энергиями, которые начинают угасать, когда ребенок соприкасается с социумом.
Эти новые социально-психологические связи делают как бы не нужными творящие способности, присущие детству. Они отступают на задний план, замирают.
Но вот человек попадает в экстремальную ситуацию. Например, в катастрофу, где ему нужно как минимум выжить. Тогда первозданные качества начинают заявлять о себе в полной мере. На интуитивном уровне человек моментально обрабатывает огромное количество информации и на этой основе прогнозирует поведение среды и свое собственное. У него появляется предрасположенность к различным формам так называемой дальней связи. Потому что эти скрытые способности заключены в каждом из нас. Их можно развивать. Возникает вопрос: каким образом? В какой степени? До каких пределов?
В настоящее время существует много школ, направлений, практик. Некоторые из них имеют характер закрытых сект, в которых эти способности культивируются, что, на мой взгляд, чрезвычайно опасно и даже вредно. К примеру, в этих сектах с раннего возраста учат детей особому, образному зрению, вырывая их из реального человеческого контекста. Ребенок начинает видеть, чувствовать гораздо больше, чем его сверстники. Он переходит в мир психических образов. Обычные связи со средой нарушаются, человек выпадает из этой среды. Упомянутые мною практики как раз и направлены на то, чтобы устранить человека из социальной среды. Если эти методики проводятся в жизнь неграмотно, насилуется психика, то результаты бывают плачевны. Человек может надолго, а то и навсегда, оказаться вырванным из нормального психического процесса.
А. П. Мне кажется, все упомянутые вами свойства уже описаны в древней человеческой мифологии, когда человек в результате волшебства или некоей тайны приобретает сверхсвойства. Вот он становится силачом и сдвигает с мест гору. Или ударом своей воли сметает с лица земли целые царства. Одним своим взглядом превращает кусок меди в золото или наоборот. Предсказывает будущее. Различает неразличимое. Перемещается с колоссальной скоростью. Именно в этих направлениях развиваются ваши исследования? Вы пытаетесь мир мифологии перевести на язык современной науки?
В. З. Существует научная классификация всех этих неординарных явлений. Например, реинкарнация. Когда полагают, что душа переселяется в тело другого. Или ретроспекция — способность человека видеть давно исчезнувшее. Феномен уже виденного. То есть ощущение того, что случившееся с тобой уже когда-то происходило. Ясновидение — способность прозревать тайное. Телепортация или способность страстным желанием, усилием воли перемещать в пространстве реальные массы. Астральная проекция — это способность выделять из себя так называемое тонкое тело и перемещать его в другие миры. Психокинез — когда человек волевым, психическим усилием перемещает предметы. Или левитация — преодоление гравитации. Полтергейст — бунт предметов, их столкновение, приводящее к катастрофам. Психохирургия — операционное вмешательство без разрушения поверхности тела. Мысленная фотография — способность человека усилием воли наносить на фотопленку различные изображения. Материализация и дематериализация — превращение материи в ничто и наоборот. Эктоплазма — представление о том, что все процессы в нас происходят за счет биоплазмы, особого состояния вещества, высокая концентрация которого вокруг нас создает надежный щит.
Вся группа перечисленных явлений относится к науке парапсихологии. Изучая эти явления, мы решили приложить к ним естественно-научный подход, классические знания, психофизиологии и нейрофизиологии. И заняться, говоря научным языком, биоинформационными связями. Почему только этим направлением? Потому что здесь наиболее ярко проявляется сенсорная чувствительность человека. Присутствует образная сфера. Открывается возможность понять: только ли в нашем теле присутствует определенный психический образ, или он может перемещаться в пространстве? Влияет ли информационная сущность психического образа на других людей и в каких пределах? Как сама среда воздействует на психические способности человека, формирующего эти образы? Почему наш испытуемый, в обычные дни работающий нормально, чувствует сбои в период солнечных или лунных затмений? И вот среди множества этих загадочных явлений мы выбрали то направление, которое является ключевым для их понимания: биоинформационное взаимодействие.
Ученые в других странах, занимающиеся подобными явлениями, находятся на статистическо-наблюдательном этапе. Они ограничиваются фиксированием этих явлений, описанием, не всегда стараясь проникнуть в их суть. И только мы занимаемся механизмами этих явлений. Стараемся постичь их глубину.
В нашей лаборатории мы создали модель для этих экспериментов, оснастили ее сложной техникой, приборами. И если вы хотите увидеть «чудо», потрогать своими руками тайну, то прошу вас к нам в лабораторию. Там мы вам продемонстрируем поразительную феноменологию.
А. П. Что вы подразумеваете под чудом? Чудо воскрешения? Чудо преображения?
В. З. Мы рассматриваем влияние одного человека на другого дистанционным путем, без непосредственного соприкосновения и использования технических средств связи. Как один человек на сколь угодно большом расстоянии в силах воздействовать на другого. Эту способность иногда называют телепатией. Хотя речь идет не о передаче мыслей на расстоянии, а о передаче некой информации.
Наш метод заключается в следующем. Выбираются два человека. Причем сначала мы старались создать пару из двух экстрасенсов, заявляющих о своих способностях гнуть ложки, передвигать предметы, предвидеть события. В дальнейшем мы поняли, что иметь дело с такими людьми затруднительно. Они плохо укладываются в жесткую технологию эксперимента. И мы обратились к обычным людям. Подготовили группу. Многие в ней имеют психологическое образование. Способны фиксировать проявления собственной психики. И сам я участвую в этих экспериментах как испытуемый.
Для того, чтобы эксперимент состоялся, необходимо зафиксировать сам факт явления. А ведь это достаточно сложно, потому что физика явления неизвестна. Затем мы должны выявить целый ряд психофизиологических параметров, которые показывают, какие области мозга, других органов задействованы в создании того или иного феномена.
Мы используем метод так называемой стабиллографии. Она оценивает способности человека поддерживать свою вертикальную позу. Учеными создана чуткая платформа наподобие весов, на которую становится человек и она фиксирует малейшее отклонение от вертикали. Поддержание человеком вертикальной позы является его биологическим свойством и описывает множество других скрытых параметров его функционального состояния. На репециента, стоящего на такой платформе, воздействует другой человек на достаточном удалении и своим волевым усилием стремится отклонить его от вертикали.
А. П. Грубо говоря, во время эксперимента одному человеку ставится задача на расстоянии сбить другого с ног?
В. З. Скажем тоньше. Изменить его позу. Оператору делается установка — отклонить испытуемого вперед-назад, влево-вправо. И мы с помощью чутких приборов фиксируем результаты этого эксперимента. Одновременно у обоих с помощью специальной электрофизиологической аппаратуры ведется запись множества параметров мозга, сердца, кровообращения. Снимается картина физиологического и психологического поведения. Мы в содружестве с другими учеными создали базу очень чувствительных приборов, которые выводят наш эксперимент на весьма высокий исследовательский уровень.
Показания приборов у обоих испытуемых синхронизируются между собой через спутник. Таким образом, два человеческих мозга, удаленные на сколь угодно большие расстояния, являют собой синхронизированную комбинацию показаний, и мы можем видеть, как состояние этих двух «датчиков» соотносится друг с другом по времени. Причем два эти мозга разделены не просто ширмой, а удалены один от другого, предположим, на двенадцать тысяч километров.
Наши эксперименты мы начали в условиях «комната-комната». Потом решили резко увеличить удаленность в пространстве одного испытуемого от другого. Причем решили поместить «индуктора» в такие зоны Земли, за которыми установилась репутация повышенной геофизической активности. Зоны, которые отмечены как «чакры» Земли. Таких мест на планете достаточно много. Решили остановиться на двух. Тибет и Венесуэла. Те места, где своего апогея достигла монашеская культура и где зарождались великие цивилизации ацтеков и майи.
А. П. То есть вы выбрали те места на планете, которые усиливают человеческие проявления.
В. З. Совершенно верно. На коже человека существую особые зоны, сенсорные участки, с наибольшей интенсивностью поддерживающие отношения человека с внешней средой. Так и на поверхности Земли есть точки космических связей, где психические возможности человека усиливаются.
А. П. То есть речь идет о некоей священной географии Земли. Об участках, где возможно усиление исторических процессов.
В. З. Именно так. Подобные зоны существуют по всей Земле. Их много и в России. Это и Аркаим на Урале. И район Байкала, где в сотворении «чуда» участвует кристально чистая вода. И семь московских холмов, где совершенно не случайно возник исторический вихрь, породивший наше великое государство.
А. П. Но тогда, наряду со светлыми, по-видимому, существуют и черные зоны Земли, где гасится, умертвляется светоносная энергия планеты?
В. З. Несомненно. Существуют черные дыры.
А. П. Расскажите, как осуществлялись ваши экспедиции в Венесуэлу и на Тибет.
В. З. Мы прилетели в Непал. Оттуда машинами, небольшими самолетами, вертолетом и пешком долго пробирались в ту часть Непала, что связана с Тибетом. Ночевали в монастырях, селениях. Впечатления были ошеломляющи. Прежде всего горы. Я бывал на Кавказе, на Памире, знаю красоту и силу гор, но здесь воздействие гор было поразительным. Чувствовалась повышенная энергетика. Монахи, тибетцы, тысячелетиями живущие в этих тонизирующих пространствах, должны обладать иной, повышенной чувствительностью, иными, поражающими воображение, психическими способностями. В горах пониженное содержание кислорода. Это заметно влияет на левое полушарие человеческого мозга. Подавляет его. При этом правое, образное, полушарие начинает резко активизироваться.
Мы продвигались достаточно быстро, экономили деньги. Измученные, достигли наконец монастыря Тьн-бочи, общались с монахами. Наблюдали их медитации. Знакомились с их практикой. И в небольшой гостинице проводили свои эксперименты.
Именно отсюда через двенадцать тысяч километров мы и посылали сигналы в Москву, где находился второй участник эксперимента. Эффективность достигала 85%. Психические сигналы, пролетая через огромные пространства из тибетского монастыря, попадали в московскую лабораторию и отклоняли от вертикали человека, стоящего на платформе. Эффект был даже сильнее, чем в условиях «комната-комната». Причем мы не могли общаться с помощью обычных средств связи — там отсутствует всякая связь. Просто начинали эксперимент по заранее оговоренному времени.
Рецепиент стоял на платформе и не знал, когда в течение десяти минут произойдет воздействие, которое длилось сорок секунд. То есть я в течение этого времени посылал в центр психический импульс.
А. П. Импульс — это напряжение сознания? Мускульные усилия? Как вы достигали выброса своей психической энергии?
В. З. Методика следующая. В моем мозгу создается образ, картина, в которую помещен второй рецепиент. Затем я представляю себе путь, по которому движется мой импульс, я вместе с ним перемещаюсь и мысленно оказываюсь в Центре. Сосредотачиваю свое внимание на том человеке, беру его под свой контроль, фокусирую его в себе. И усилием воли стараюсь отклонить его в пространстве. Если мне удается одновременно держать его в пространстве и заниматься его отклонением, то результат получается положительный. Если созданный мною образ нечеткий, мне не удалось сконцентрироваться, меня отвлек скатившийся с горы камень или пролетевшая птица, то результат хуже.
А. П. Правильно ли я вас понял, что во время этого усилия человек задействует все свои способности — мозг, глазные мышцы, сердце? Не кажется ли, что у вас даже крылья вырастают? Вы переходите в новое качество?
В. З. Совершенно верно. Использую все заложенные во мне возможности, приемы для того, чтобы созданный образ вышел из меня, пересек пространства и поместился в другой объект.
А. П. А как проходила ваша экспедиция в Венесуэлу?
В. З. Мы решили достигнуть тех гор, где берет свое начало река Ориноко. Истоком ее являются грозовые облака, тучи. Из них непрерывно извергаются ливни. Горы там напоминают гигантские платформы. На одну из них, гору Ра-Райма, мы взобрались, чтобы провести наши эксперименты. Когда начинался ливень, платформы переполнялись водой, с них лило водопадами. Казалось, наши палатки будут смыты.
К назначенному месту мы двигались, меняя самолеты и проводников, переходили горные реки, останавливались на ночлег в джунглях среди поразительной растительности. Пробирались к тем местам, где, казалось, зарождалась планета.
Венесуэльские эксперименты полностью повторили результаты наших тибетских испытаний. Те же 85% попаданий. Очень высокая эффективность воздействия. Кроме того, в венесуэльском эксперименте обнаружилось, что рецепиент реагировал на индуктора, на меня, даже за несколько секунд до того, как мною осуществлялся посыл. Он предчувствовал мои намерения воздействия на него, его сердце начинало биться сильнее.
А. П. Скажите, вы считаете, что для описания данных явлений обязательно придерживаться научной терминологии? Или использование классического языка затруднит исследование. Ибо эти явления, может быть, связаны с иным состоянием вещества, иной материей, не известной нынешней физике, химии, биологии? Может быть, стоит оперировать языком шаманов, магов, колдунов?
В. З. Нет. Полагаю, что существующая терминология, по мере обогащения знаниями, будет способна описать весь комплекс этих явлений. Возникнет новая классификация этих явлений, новый язык, который также будет базироваться на естественно-научном подходе. Хотя должен заметить, что в моей практике было немало встреч с теми, кого вы называете колдунами и шаманами. И я объяснялся с ними на их языке, оперировал их категориями и был понимаем.
А. П. С другой стороны, существуют такие вещи, как преображение, благоговенье, чудо. Превращение Савла в Павла. Когда личность переходит на совершенно иной уровень своего существования. Скачкообразно. В течение микросекунды перед нами возникает иная личность. Причем монашеские практики позволяют фиксировать эти явления, описывать, превращать в инструмент, воспитывать навыки, которые помогают послушнику стать святым.
В. З. Понимание этих явлений, возможность превращать их в научные теории и на основе их создавать приборы, методики, открывают неплохие перспективы для использования этих явлений в крупных масштабах большим числом людей. В результате может произойти изменение всего человечества. До сих пор все, что было связано с мистикой, оккультизмом, колдовством, находилось в руках узкой касты жрецов, принадлежало ограниченному кругу магов, которые монополизировали эти знания, превратили их в инструмент господства, эксплуатации, поддержания своего величия, обогащения. В наши дни индустрия подобных искусств стала выгодным бизнесом. Если же мы изучим эти явления, поймем их механизмы, то придем на помощь людям с клятвой Гиппократа. Ведь тот информационный перенос, о котором говорилось выше, — своего рода феномен психического заражения, распространения психических эпидемий, о чем говорил еще великий Бехтерев, во многом преуспевший в познании загадок мозга.
Сейчас в ходе наших исследований мы доказали, что можно воздействовать не только на другого человека, но и на воду, создавая в ней особые состояния, структуру, отпечатки. А что такое возбужденная толпа? Это огромное количество людей в неуравновешенном состоянии. Эту толпу путем даже слабых психических воздействий можно привести в состояние безумия, взрыва. Толпу можно превратить в средство террора. Толпа — это стихия, мало чем отличающаяся от стихии воды. И происхождение цунами можно объяснить как результат коллективного психического воздействия.
А. П. Вы хотите сказать, что психическое и моральное состояние человечества способно повлиять на природу?
В. З. Моральное поведение не есть достояние одного только человечества. Оно распространяется и на среду, в которой живет человек. Концентрат доброго или злого начала в какой-то человеческой общности влияет на среду обитания. Вода, будь она в граненом стакане или в океане, реагирует на человеческие эмоции, на гнев или умиление, соответственно меняя свою структуру. Вода имеет историческую память со времени сотворения мира.
А. П. Вы сказали, что шаманы, колдуны, маги монополизировали свои знания в корыстных целях. Может быть, еще и для того, чтобы оградить от них воинствующе непосвященных людей, не выпустить из бутылки этого опасного джина, который может разметать в клочки хрупкое человечество? Вся ваша деятельность тоже до недавнего времени находилась под грифом «секретно». Вас опекали службы госбезопасности. Были опасения, что ваши знания могут превратиться как в целительство, так и в оружие. Могут привести в действие колоссальные силы природы. Ведь ваши знания связаны с возможностью управлять человечеством, природой, историей в целом.
В. З. Согласен. Существует целый ряд этических, моральных проблем, а также проблем безопасности в широком смысле этого слова.
А. П. Я вот о чем подумал. Интерес людей к области ваших знаний очень высок. Выходят специальные газеты и журналы. Создаются общества и секты. В сознании людей что-то бродит, проклевывается. В них тоже гуляют эти энергии. И обеспокоенное этими энергиями человечество хочет знать о них больше. Понять их природу.
В. З. Действительно, интерес чрезвычайно высок. В своих многочисленных опросах мы выявили неустанное внимание людей к нашей проблематике. Интерес то повышается, то падает. Это связано с кампаниями в средствах массовой информации, которые взвинчивают этот интерес или охлаждают. Но в людях издревле присутствовало стойкое изумление по поводу тех или иных загадочных процессов.
Ученые классических направлений считают наше направление науки профанацией, пеной, авантюризмом. Действительно, есть масса шулеров и проходимцев, спекулирующих на интересе к нашей тематике. Но мы подходим к загадочным явлениям строго по-научному. Если выдвигаем гипотезу, то подтверждаем ее научными экспериментами.
А. П. Вячеслав Михайлович, из нашего короткого разговора у меня сложилось впечатление, что в вас сильна рациональная сторона ученого, исследователя. Все, о чем мы говорили, вы обосновывали эмпирикой, инструментарием. Но мне кажется, в вас есть еще и другая сторона, которая не описана и не затронута вашими исследованиями. Нечто далекое от рационального витает над всеми вашими экспериментами и ждет своего раскрытия.
В. З. Должно быть, вы правы. Существует еще очень большой объем непознанных явлений, которые меня волнуют. Мы стараемся создать новые приборы для их исследования, научную базу. Сегодня, в условиях финансового голода, делать это чрезвычайно сложно.
А. П. Мне понятно все, что вы говорите. Мой художественный мир как раз и состоит из всех этих загадочных явлений и представлений. В художественном творчестве существует и создание образов, и перенесение этих образов через огромные пространства, воздействие с помощью этих образов на материю. Там есть воскрешение предков, существуют различные формы телекинеза и предвидения будущего. Само создание текстов, метафор, сама методика сотворения художником образов сходна с тем предметом, который вы изучаете.
В. З. Вы правы. Мир писательского творчества огромен. Психология творчества позволяет нам понять взаимодействие полушарий мозга, природу вдохновения, когда человека охватывает поразительное возбуждение и случаются творческие прозрения. А иногда он впадает в некую спячку и творчество превращается в муки. Асимметрия мозга отражает асимметрию мира. Об этом интересно говорят современные физики. А взлеты и падения в творчестве есть результаты взаимодействия мозга и окружающего мира.
А. П. Все-таки какова природа несущейся в пространстве от человека к человеку информации? Это электромагнитная волна? Эфир? Корпускулы? Что является переносчиком данных?
В. З. Думаю, и то, и другое, и третье. И что-то еще неведомое. Кто-то говорит, что это частотные изменения среды, кто-то утверждает — вихревые, торсионные. Сейчас мы занимаемся теорией образов. Пытаемся понять, что такое образ. Недавно к нам в институт приезжала группа иностранцев. Мы проводили эксперимент с одной англичанкой. Поставили ее на платформу, и я из соседнего помещения воздействовал на нее. Дама оказалась столь чувствительной, что ее чуть не сдуло с платформы. Когда я стал объяснять ей природу явления, дама вдруг воскликнула: «Как же вы могли мне что-то внушить, если я не знаю русского языка?». Это означает, что образ «интернационален», то есть носители разных языковых групп могут взаимодействовать и влиять друг на друга. Информационное воздействие в данном случае оказывается не только словом, но и другой составляющей образа, которая пока мало изучена. Образы, через которые я транслировал свою волю, были абсолютно оторваны от человеческой речи. И это тоже большая тайна.
А. П. Сейчас вы погружены в сложные экспериментальные методики. Это дорогостоящее, хлопотное дело. Что стоят ваши путешествия на Тибет, в Венесуэлу! Когда вы пройдете первичную стадию этих экспериментов, когда вслед за приборами-фиксаторами будут созданы приборы-регуляторы, можно ли будет с помощью этих приборов изменить человека? Полнее раскрыть его возможности. И через него преобразить социум. Ведь в социуме существуют области беды и зла. Не станут ли они устрашающе огромными? И наоборот, нельзя ли будет увеличить зоны святости?
В. З. Методологической основой наших экспериментов служит извечный моральный принцип медиков: не навреди. Мы исходим из того, что реальный человек очень слаб, его можно убить одной пулькой. Одновременно он чрезвычайно силен, огромен. Его дух — та сила, с помощью которой он может преобразить окружающий мир, спастись и спасти своих близких. Либо погубить и то и другое. Мы в наших исследованиях исходим из принципов добра.
А. П. Значит ли это, что человеческая воля, молитва — есть та сила, с помощью которой мы сможем, например, заштопать озоновую дыру над Землей?
В. З. Да, это так. Человек с помощью молитвы, например, может разогнать облака. Или сгустить их до невероятной концентрации. Недаром во время засухи жители собираются вместе и накликают живительные дожди. Человек — не замкнутая система, а взаимодействующая со средой. Так же, как он все принимает из внешнего мира: воздух, соки, энергии, знания, точно так же он транслирует свои состояния во внешнюю среду, производя в ней видимые и невидимые изменения.
Если окружающая среда наполнена повышенной вибрацией, стрессами, то человек, находясь в ней продолжительное время, заболевает. И обратно, если человеку удалось исцелить себя, поддерживать свое тело, дух, психику в нормальном состоянии, то это оздоровляюще сказывается и на окружающем мире, на приусадебном участке, на семье, а может быть, и на всем человечестве.
Одно могу вам сказать: добываемые нами знания и представления мы очень осторожно превращаем в технологии. Прекрасно понимаем, что сырые, непроверенные знания не стоит оформлять в методики.
А. П. Меня и моих друзей очень волнует духовное состояние русского народа. В народе царит уныние, печаль. Такое ощущение, что великий народ покинули духи творческого дерзания. Закрылись какие-то центры, из которых прежде изливались великие творческие энергии, создававшие героев, открывателей, странников, путешественников, религиозных мистиков. Как вернуть народу состояние света, чувство уверенности в своих силах. Может быть, оставшихся отдельных пассионариев нужно собрать вместе, дать им задание, чтобы они своими информационными посылами разбудили народ. Может, поместить этих людей в центры священной географии, где берут начало великие русские реки, стоят намоленные храмы, и они оттуда пошлют нашей печальной России свои лучи света, взрывы энергии, разбудят народ?
В. З. Думаю, что такие люди остались в России, и только благодаря этим людям мы еще не скатились в пропасть. На праведниках стоит мир. Без них он рухнет. Так и на русских пассионариях зиждется наша русская цивилизация. Они являются ферментом жизни. Такие люди должны появляться в тех зонах нашего социума, где не угасла работа. Пусть там появится один-два пассионария, тогда согласно тем исследованиям, о которых мы с вами сегодня говорили, пассионарные состояния спроецируются на большие массы людей. Человеческая психика будет переведена с уровня спячки и деградации на уровень мощного генерирования жизненных сил.
Мой опыт работы в авиации подтверждает это. Летчики, которые выполняли сверхсложные задачи, становились одержимыми, в них вспыхивала пассионарность. Теперь же, когда летчики перестали летать, когда не хватает топлива, былая могучая советская авиация переживает стагнацию. И летчики стали одной из самых печальных категорий нашего общества. Вернуть нашему народу настоящую работу, и больше ничего не надо!
А. П. Другими словами, вы считаете, что наш народ должен получить некое Задание?
В. З. Да, это всегда сплачивало нас, делало непобедимыми. Очень часто мы выступали в мире носителями высокого духа и, даже не будучи достаточно технически оснащенными, без современной техники силой своего духа побеждали противника.
Так уж устроен русский человек. Перед ним должны поставить большую задачу и его, выполняющего эту задачу, должны уважать. Благодаря этому внутреннему «я» мы побеждали и будем впредь побеждать.
А. П. Вы — пассионарий?
В. З. Как вам сказать? Думаю, да.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии