Методические материалы для участников совещания 24.03.2010

1. Проектный подход к проблеме системообразующих предприятий

Основной проблемный узел программ поддержки системообразующих предприятий (и градообразующих в том числе) к настоящему моменту уже определился. Правительство РФ приняло на вооружение современный проектный подход, при котором деньги выделяются как на социальные нужды, так и на инвестиционную поддержку проектов. Конечно, важной задачей проектов остаётся обеспечение занятости населения путём создания новых предприятий либо модернизации существующих. Однако новые рабочие места, помимо занятости, должны создавать прибыль, включая возврат бюджетных средств.
Но такой подход сразу столкнулся с серьёзной проблемой: управленческие команды предприятий и муниципалитетов оказались не подготовлены к разработке проектов соответствующего качества в нужном количестве. Точнее, на свет появилась масса некачественного «проектного сырья», практически не поддающегося быстрой экспертизе и доработке.
Дело в том, что сама идея проекта зачастую понимается превратно. Типичный проект, представленный в КИПах моногородов, как правило, представляет собой план создания или технической модернизации производственного предприятия. Речь идет либо о закупке новых производственных фондов, либо ресурсов и материалов для их технической модернизации. Но подобного сорта мероприятия характеризуются высоким уровнем затрат, неопределённостью результатов, и к тому же требуют весьма изощрённой экспертизы (см. раздел 2 настоящих материалов).

Современный институциональный подход подразумевает совершенно иное понимание проекта.
На первом этапе проект нацелен на повышение стоимости актива за счёт экономических инструментов и технологий, как правило – без изменения его технологической базы.
На втором этапе произведённая в проекте добавленная стоимость конвертируется в инвестиции (например, через фондовый рынок, механизмы фондов прямых инвестиций и др.).
На третьем этапе часть полученных инвестиций может быть направлена на техническую модернизацию.
Обоснованность данного подхода подтверждается известным фактом: отечественные бизнес-активы при производственной базе, аналогичной или сопоставимой с предприятиями из Европы и даже стран БРИК, имеют стоимость в разы, а чаще в десятки раз ниже. Т.е. они существенно недокапитализированы. Это обстоятельство, в частности, делает невозможным привлечение кредитных ресурсов для их развития, усугубляет и закрепляет их отставание.
При использовании проектного подхода объём финансовых ресурсов, необходимых даже для программ технологической модернизации, может быть уменьшен в несколько раз. Решение проблемы – не в наращивании бюджетных вливаний, а в новом качестве проектов, в обучении людей стандартам институционального управления.

Проблему поддержки системообразующих и градообразующих предприятий, как показала практика, целесообразно рассматривать на пяти различных уровнях.

Первый уровень
Одним из способов занять население, неизбежно высвобождающееся после остановки предприятий, является развитие малого и среднего предпринимательства. Эта задача требует стандартизованного механизма рассмотрения потока малых и средних предпринимательских проектов и их финансирования на конкурсной основе, массового краткосрочного обучения предпринимателей.
Проблема управления потоком проектов везде упирается в масштаб: проектов много, они внешне очень разные, и их рассмотрение сразу вязнет в бюрократических инстанциях, которые оказываются не в состоянии быстро принимать инвестиционные решения. Необходим единый проектный стандарт для сбора, анализа, переформатирования малых и средних предпринимательских проектов, привлечения в них инвестиций и подготовки управленческих команд.

Второй уровень
Аналогичный механизм может быть применён для решения внутренних проблем системообразующего предприятия. Как показывает опыт работы, крупное предприятие всегда содержит внутри себя ряд проблемных активов, которые первоначально можно капитализировать отдельно, – недогруженные цеха, убыточные производства, простаивающие мощности транспортного, складского и иного характера. Повышение капитализации и модернизация предприятия могут быть осуществлены методом внутреннего предпринимательства. По согласованию с собственниками выстраивается механизм предоставления инициативным группам предприятия условных прав собственности на проблемные активы, а также инвестиционная и иная поддержка их деятельности с целью повышения эффективности использования активов, в т.ч. с выходом на внешний рынок, за пределы самого предприятия.
Несмотря на кажущиеся различия, на первом и втором уровнях требуется однотипный механизм параллельного рассмотрения потока малых и средних предпринимательских проектов, единые институциональные стандарты, связанные с управлением разнообразными активами, обеспечением роста их стоимости.

Третий уровень
Если удаётся запустить механизм поддержки потока малых и средних проектов, сразу возникает вопрос об оптимизации расходования имеющихся корпоративных ресурсов. На первом уровне это ресурсы региональных и муниципальных администраций и фондов поддержки малого и среднего бизнеса. На втором уровне это корпоративные ресурсы холдинга, в который входит предприятие, чьи активы нуждаются в капитализации.
В обоих случаях решение находится на пути создания проектного комитета, который призван централизованно привлекать дефицитные ресурсы и оптимальным образом распределять их между проектами. Одновременно в связи с этим на качественно новом уровне встаёт вопрос о стандартизации проектов, стандартном способе их рассмотрения, доработки и управления ими.
Типовые проектные комитеты необходимы для управления программами роста капитализации активов на корпоративном, региональном, отраслевом и кластерном уровнях.

Четвёртый уровень
Остановки системообразующих предприятий, в т.ч. градообразующих в моногородах, лишь в малой степени вызваны их внутренними проблемами. Основная причина – это проблемы длинных цепочек добавленной стоимости. Любой разрыв или торможение в цепочках потребителей и поставщиков продуктов и услуг системообразующего предприятия чреват его остановкой.
Решение данной проблемы находится на пути переноса внимания с проблем отдельных предприятий на проблему управления цепочками добавленной стоимости. (см. раздел 3 настоящих материалов).

Пятый уровень
Массовое освоение институционального управления цепочками добавленной стоимости нуждается в решении кадрового вопроса.
При поддержке Минпромторга Управляющая компания №1 запускает процесс разработки бизнес-симулятора/тренажёра под рабочим названием «Пикалёво-2020». Симулятор ориентирован на сотрудников министерств и ведомств, занимающихся решением проблем системообразующих организаций (в первую очередь – градобразующих предприятий моногородов). Он также рассчитан на подготовку управленцев регионального, муниципального, отраслевого и корпоративного уровней, на собственников и топ-менеджеров предприятий, обращающихся за оказанием государственных услуг в русле региональной, промышленной и экономической политики.

Все пять уровней решения проблемы системообразующих и градообразующих предприятий тесно связаны между собой. Везде речь фактически идёт о единых стандартах предпринимательских (инвестиционных) проектов, о постановке корпоративных конвейеров быстрого рассмотрения этих проектов для принятия инвестиционных решений. Все уровни должны опираться на объективные знания об институтах собственности, воплощаемые в институциональных стандартах и инструментах деятельности, а не на эмпирические штучные разработки тех или иных консультационных компаний, пусть даже весьма уважаемых.