Что сейчас понимается (неявно) под отдельным «проектом» в рамках комплексных инвестиционных планов поддержки системообразующих организаций и моногородов?
1. Цель такого проекта – создать новые рабочие места для трудоустройства увольняемых с градообразующих предприятий в результате кризиса. При этом места могут создаваться как на том же предприятии (за счёт создания новых производств либо модернизации или расширения тех участков и цехов, которых не коснулся кризис), так и на других, а также путём создания новых муниципальных либо частных предприятий.
2. Во всех этих случаях содержание проекта – количественное расширение, модернизация либо создание новых производственных фондов для производства товаров и/или оказания услуг.
3. Рамки каждого из таких проектов, как правило, ограничены внешним контуром одного (существующего либо создаваемого) предприятия.
С чем сталкиваются проверяющие инстанции при попытке рассматривать такие проекты в качестве инвестиционных?
Во-первых, они тут же вязнут в массе технических вопросов относительно того, те ли производственные единицы (или комплектующие к ним) закупаются, у тех ли производителей, по правильной ли цене, кто и по какой цене их будет монтировать, обслуживать, эксплуатировать, обладают ли они необходимыми компетенциями и т.п. А поскольку различных типов производственных фондов существует великое множество, от торговых ларьков до шагающих экскаваторов, поле для подобной экспертизы оказывается необозримым.
Во-вторых, что ещё важнее, дело ведь не сводится к тому, чтобы закупить, смонтировать и запустить оборудование. Весь вопрос в том, каким спросом будут пользоваться производимые на нём продукты и услуги, и как спрос будет изменять во времени. Но этот вопрос вообще находится за рамками так сформулированных проектов. Чтобы разобраться в нём, пришлось бы по каждому из сотен проектов ещё и заказывать отдельное маркетинговое исследование.
В-третьих, большинство опытных инвесторов исходят из того, что сегодня вкладываться в производственные фонды и технологии – верный способ зарыть инвестиции в землю. Затраты тут наибольшие, сроки возврата самые долгие и риски максимальные. Если говорить о малых предприятиях и венчурах – большинство из них не только у нас, но и во всём мире регулярно разоряется, а фонды идут с молотка. Куда выгоднее, с цинично-практической точки зрения инвестора, сделки по купле-перепродаже, на худой конец – корпоративные захваты, слияния и реструктуризации.
Наконец, поскольку проектная команда является частью администрации убыточного предприятия, получив деньги на долговременный проект, она под давлением обстоятельств, скорее всего, потратит их на покрытие срочных нужд.
Всё это оставляет крайне мало надежд на возврат средств, направленных на финансирование подобных проектов.
Как по существу должен быть устроен настоящий инвестиционный проект?
1. Цель проекта – увеличение стоимости, рост капитализации существующих производственных фондов. Часть произведённой добавленной стоимости затем может быть использована для возврата инвестиций либо кредитов, часть направлена на создание новых рабочих мест (в том числе и путём модернизации существующего производства), часть – вложена в новые инвестиционные проекты.
Тут две первоочередных темы для занятий с управленцами проблемных предприятий и муниципалитетов. Во-первых, та, что рост капитализации берётся совсем не «из воздуха» и не из псевдоаналитического пиара при подготовке к IPO, а становится закономерным следствием работы по наращиванию плотности и качества экономических связей предприятия.
Вторая тема – как конкретно конвертировать добавленную стоимость, полученную в проекте, в дополнительные инвестиции, какие финансовые технологии для этого использовать.
2. Содержание инвестиционного проекта в первую очередь связано с обменом (экономический слой), во вторую – с распределением (корпоративно-управленческий слой) и только в последнюю – с производством.
3. В силу сказанного выше рамки настоящего инвестиционного проекта, по определению, никогда не совпадают с границами одного предприятия.
В процессе анализа и конкурсного отбора правильно построенных инвестиционных проектов сразу же выясняются следующие важные обстоятельства.
Во-первых, все инвестиционные проекты устроены совершенно стандартно безотносительно к типу производственных фондов и технологий, лежащих в их основе. Конечно, при условии, что стандарт берётся не из головы аналитиков и экспертов, а из природы экономических институтов. Стандартность проектов – основа конвейерных технологий их подготовки и отбора, залог простоты и массовости методик обучения.
Во-вторых, проблема «анализа спроса» на продукты инвестиционного проекта радикально упрощается. Инвестиционный проект в общем случае вообще может не приводить к изменению производимых продуктов и услуг ни в качественном отношении, ни в количественном – что ничуть не противоречит многократному росту добавленной стоимости активов, вовлекаемых в проект, за счёт снижения рисков и увеличения достоверности прогнозов их стабильного функционирования.
В-третьих, как ни парадоксально это звучит, для правильно построенного инвестиционного проекта объём требуемых денежных инвестиций уменьшается, опять же, на порядок. В сущности, деньги оказываются нужны в основном на оплату труда проектной команды.
Наконец, на проектной команде не висят никакие убыточные активы. В сочетании с прозрачностью и контролируемостью проектного стандарта это ведёт к резкому снижению рисков нецелевых затрат.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии