32 Отворение духовной силы

Как небо бездонно, так сила ваша велика... Сверхъестественное не существует по всем мирам... Именно дух человека есть проводник всех высших энергий.

Живая Этика

С главы «О изведении источника»* агиограф начинает рассказы о «чудесах», совершенных Сергием: «Мы хотим вам, возлюбленные, предложить беседу о преславных чудесах, которые делает Бог своим угодникам...» (с. 354).

Первое «чудотворное» действие Сергия было вызвано необходимостью облегчить труд монахов по обеспечению Обители водой. Родник, из которого они брали воду, находился у подножия Маковецкого холма, не совсем близко от монастыря. Вначале Сергий сам носил господам монахам воду на коромысле. В общине двенадцати, надо полагать, каждый носил воду для себя, и монахи в это время работали, ориентируясь на Сергия и сообразуясь со своими силами. И все же община двенадцати не была еще вполне гармоничным коллективом. Одной из причин недовольства некоторых монахов была именно необходимость далеко ходить за водой. В «Житии Сергия» сказано, что он в течении 7 лет «терпел» упреки от монахов по этому поводу, пока «часть братии», поддавшись внушениям беса, не заявила Сергию «с укором»: «отче честный, сам убо веси великаго труда братскаго, воде далече сущи, яко да неции стуживше сии от братия таковые нужда не тръпяще и от монастыра разлучатся» (с. 354). Этот ропот, дошедший до высокой степени накала, произошел в 1351 году (1344 г. + 7 лет), наверное, в относительно стабильной общине двенадцати. Сергий не стал увещевать монахов проявить терпение, как он это делал ранее, а пообещал обратиться за помощью к Богу.

После молитвы Сергий вместе с монахом, «процветавшим в добродетелях» (с. 354), спустился с холма в лес, в то место, где были три канавы. В одной из них сохранилось немного дождевой воды. Над нею Сергий сотворил молитву, обращаясь к Вседержителю с просьбой «дать сюда воду» (с. 355). «И тут внезапно появилась вода по всей канаве и потекла рекой, которую мы и доныне видим». Вода была не только питьевой, но и целебной – «все... приходящие с верою тут исцелялись» (с. 355). Монахи «назвали эту реку Сергиевой», но сам Сергий был решительно против этого: «не я ведь создал эту реку, а Господь Бог» (там же). Это «чудо» подобно известному «чуду» библейскому, когда Моисей высек жезлом воду из камня во время блужданий еврейского народа в пустыне. Оно было вполне по силам и Сергию, у которого к этому времени, обрели полную мощь все психические центры. «Житие» дает основание считать, что в это время никого с ним не было: о монахе, которого Сергий взял с собой, не сказано, что он участвовал в этом действии.

Небольшой рассказ «О изведении источника» был помещен Пахомием в период оцерковленного бытия Обители. Понятно, зачем он переместил рассказ из периода общины двенадцати: Бог, мол, не благоволил Сергию до тех пор, пока он не был утвержден в игуменском сане по всем церковным правилам. Но совершенно непонятно, как Пахомий не заметил, что он впадает в явную ошибку, так как в рассказе есть хотя и непрямое, но ясное указание на «изведение источника» в 1351 г., то есть до перехода Свято-Троицкого монастыря в ведение Церкви. Если 7 лет отсчитывать не с 1344 г., а с 1354 года, то получим 1361 г., когда преп. Сергий жил в Киржачском монастыре, и, следовательно, тогда он не мог отворить родник около Свято-Троицкого монастыря. Семь лет терпения Сергия, датирующие отворение родника, подрывают замысел Пахомия показать отсутствие дара чудотворения у Сергия до его официального назначения игуменом. Замысел Пахомия проявился в его Первой редакции «Жития». Некие монахи упрекали Сергия за то, что он неудачно выбрал место для монастыря: «Неции же от братии поропташа сеа ради вины на Сергиа, глаголюще: «въскую не расужаа селъ еси и великы труды приать вътще, воде не близ сущи». И не единою, или двоищи, но и многащи досаждаху ему. Тъи же крепкыи душею тръпяше до седми лет; всегда ожидаа помощи от Бога» (с. 354, выделено мною. – А. К.). Семь лет Сергий якобы ожидал этой помощи от Бога, но ее не было. Почему же Бог не помог своему угоднику своевременно, не избавил его от семилетних «роптаний» монахов? Пахомий вопрос возбуждает, но прямого ответа не дает, хотя и помогает читателю найти его. Не в слове, но в композиции текста, в контексте выражен ответ Пахомия. Для этого он поместил рассказ о первом чудотворении Сергия в церковный период его жизни: пусть читатель соображает, что только теперь, когда Сергий принял сан игумена, он и получил дар чудотворения.

Но логика событий и характер епифаниевского Сергия подсказывают иной ответ. Сергий был человеком милосердным и, конечно, стремился к облегчению монашеской жизни с самого начала. Но года два-три в этом не было необходимости: он носил воду сам и сам же разносил ее по келиям. Понятно, что тогда монахи не роптали. Позднее, когда вместе с Сергием и Симоном число насельников возрасло до 13, и в монастыре установилась трудовая дисциплина, так что каждый обслуживал свои личные потребности сам, уже мог возникнуть ропот среди монахов. И Сергий, признавая их недовольство оправданным, не стал на годы откладывать исполнение их просьб, а отворил родник, как только сложились для этого подходящие погодные условия. Не важно, случилось ли отворение водного источника в 1347, 1348 или 1351 году, но очень важно, что это произошло до церковной «прописки» монастыря. Последнее обращение монахов к Сергию было не раздраженно-сердитым, а уважительным. И это показательно: слабые и крикливые, недовольные трудностями ушли от Сергия, а остались в 12-членной общине лишь те, кто служение Богу не обусловливали личными выгодами. В ответ на их просьбу Сергий и решил применить свою психоэнергетическую мощь, которая у такого Великого Духа, как он, была вполне достаточной для отворения родника там, где подземная вода протекала близко к поверхности земли. Именно такое место он искал и нашел: «...бяху же ту рови, и егда бяше зима или каково наводнение, и тогда ту на томь месте бываше вода, яко же рехом, от наводнение, живые же воды, иже от земля истичет, от искони на том месте не было, яко же и древний человецы о том ясно известишя. Обрет же святыи Сергие въ едином рову воду, яко же выше рехом, от наводнениа, над ним же став молитву творяще, и воду освящь и преклонь колени, начат молитву сице...» (с. 355).

Чудотворную реку назвали Сергиевой, но он был против этого: «...възбраняше всем иноком и белцем, рече: «яко да никогда же не услышу вас отныне глаголюще моим именем реку сию, не бо азъ проявих реку сию, но Богь» (с. 355).

* * *

Исцеление от неизлечимых болезней было одним из чудесных проявлений Сергиевой психоэнергетической мощи. Поскольку Пахомий упоминает о применении целебной силы Сергия еще до прихода к нему первых насельников, постольку оправдано наше предположение, что чудотворящий дар Сергия проявился уже в период отшельничества. Мы полагаем, что именно чудотворение прежде всего «повинно» в широкой популярности Сергия, в привлечении к нему насельников. Епифаний, придерживавшийся творческого принципа дать «от многа мало», не считал нужным (да вряд ли это было и возможно) описать все чудеса Сергия. Этим можно объяснить, почему на неоцерковленный период существования Свято-Троицкой обители «пришлось» всего два рассказа о чудесах.