Считайте случай предзнаменованием. Явление случая предусмотрено Нами.
Живая Этика
В среднем сыне Марии и Кирилла, родителей Сергия Радонежского, воплотился Великий Дух Учителя Учителей, нынешнего Владыки Земли [29]. Сознательно, добровольно и радостно принимает Он все неизбежные ограничения, все тяжкие земные узы, в которые Он ввергает себя с момента воплощения. «Также не забудем, что, облекшись в земную оболочку, каждый становится в условия плотного мира. Такое обстоятельство обычно упускается из вида и предполагается, что Наши братья (Высшие Духи. – А. К.), идущие в мир, будут в каких-то неестественных условиях. Естество есть законом ограниченное состояние. Каждый из Нас знает это и сознательно избирает путь» [30]. Он должен успешно выполнить свою светлую миссию, преодолев в труде и борьбе мощное противодействие Хаоса и Князя тьмы, считавшего себя тогда Хозяином Земли. Все, что Великий Дух знал и умел до воплощения, все, что было предусмотрено Им вместе с Высшим Иерархом, – все это как бы запиралось в ларчик с момента воплощения, продолжая жить лишь в свернутом виде, лишь как могучий потенциал. О своей предыдущей жизни он ничего не знает. До поры, до времени.
Почему именно Русь была избрана для воплощения Владыки Земли? Ни в Живой Этике, ни в письмах Е. И. Рерих нет прямого ответа на этот вопрос, хотя о Сергии Радонежском в них имеется около пятидесяти высказываний. Все же некоторые ориентиры для отыскания ответа имеются. Е.И.Рерих не однажды писала о неразрывной предопределенной связи судьбы России с судьбой человечества. Приведем здесь лишь два, может быть, наиболее характерных высказывания: 1) «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира» [31]; 2) «Слишком много желающих так или иначе мешать или унизить нашу великую родину, именно великую во многих отношениях, несмотря ни на что. Но времена изменчивы, и одна лишь наша родина держит равновесие мира. Возрожденная страна не будет ничьим врагом, но укажет путь сотрудничества народов» [32].
Эти высказывания помогают понять, почему во все времена наша Родина получала необходимую помощь от Иерархии Света и от Белого Братства Земли, ответственного за ее «расчисленную» в Высшем Мире эволюцию. Из всех исторических кризисов, преодоленных Россией, самым опасным, на наш взгляд, был кризис в 70-е – 80-е гг. XIV века; именно поэтому для его разрешения сошел на Землю Высокий Дух, воплотившийся в Сергии Радонежском – один из Великих Учителей, изначально ведущих земное человечество. В этой связи большой интерес представляет следующее размышление Учителя: «В жизни мы не замечаем наиболее важные моменты: они кажутся нам пылью. Если б представить решающий момент России, то лишь опытный ученик понял бы его. Рука Создателя не только в поражающих явлениях, но и в движении былинки» [33]. Многие согласятся, что есть все основания считать «поражающим явлением» победу на Куликовом поле, без которой русский народ навсегда остался бы под монголо-татарским игом. Но в таком случае что было «движением былинки», направляемой рукой Создателя? И какой решающий момент русской истории был связан с этим движением? Может, такой «былинкой» было крохотное человеческое существо, мальчик, родившийся в ростовской боярской семье, в селе, «не очень близко от Ростова» (с. 303). Именно в нем был воплощен Великий Учитель, и в акте воплощения изначально проявилась «Рука Создателя», которая затем вела по жизни мальчика, юношу, монаха, ставшего со временем «великим» (определение Епифания) человеком. При выборе местожительства и семьи, в которой должен был воплотиться Великий Дух, выбиравшие исходили, надо полагать, из наличия благоприятных условий для его развития, соответствующих предназначенной миссии.
Отец и мать Варфоломея были искренне верующими людьми, и это способствовало становлению его религиозного чувства и создавало хорошие предпосылки для понимания и поддержки его устремления к монашеской жизни. Кирилл был боярином «славным и нарочитым» (с. 303) и, может быть, входил в боярскую думу Ростовского князя. В семье, естественно, были живы предания о прошлой славе Ростова, и это пробуждало у детей интерес к истории Руси. Они имели возможность получить образование и, наверное, могли пользоваться книгами из епархиального книгохранилища. Вместе с тем родители приучали детей к физическому труду, о чем упоминается в «Житии Сергия». Опыт трудовой сельской жизни, религиозное воспитание и образование весьма пригодились Варфоломею в последующей жизни. Вместе с тем возникает вопрос, почему место рождения было выбрано в селе, а не в Ростове, и так далеко от Радонежа и его окрестностей, где прошла большая часть жизни Сергия Радонежского? Великое Служение разнообразно, и бывает, как видно из «Живой Этики», целесообразно выбрать место рождения, совсем не приметное для темных сил, пытающихся «...всюду разрушить строение доброе» [34]. «И Мы должны были выступать под самыми обычными ликами» [35].
Когда младенцу, второму сыну Марии и Кирилла, шел 40-й день, родители отнесли его в церковь, где священник Михаил совершил над ним обряд крещения и дал ему имя Варфоломей. Ранее мы об этом событии кратко рассказали – по другому поводу. Теперь хотели бы остановиться на выборе его имени. Оно, наверное, было предопределено самим днем крещения, совпавшим, вероятно, с днем памяти Апостола Варфоломея. Современный историк, один из биографов Сергия Радонежского, Н. С. Борисов обратил внимание на то, что «В Древней Руси особый, тайный смысл видели и в имени человека» [36]. И это, действительно, так. «Если такое совпадение действительно произошло, то, конечно, оно сыграло определенную роль в жизни Сергия. Символизм христианского мировоззрения заставлял видеть во всем таинственный смысл. Огромное значение придавалось и «календарным» совпадениям. Их рассматривали как знак, данный свыше. И кто знает, не был ли ранний интерес Варфоломея к иноческому житию, кроме всего прочего, еще и результатом его размышлений над датой своего рождения?» [37] Мы также полагаем, что это был именно знак Свыше. Конечно, совпадения могло и не быть, и тогда родители, ориентируясь по календарю, могли сами выбирать имя, которое им приглянулось. Если же такое совпадение было, и Сергий Радонежский в самом деле был крещен 11 июня, то это дает еще один факт, говорящий о расчисленности его судьбы Свыше. К этому склоняет некоторых исследователей (и меня в их числе) также и второе знаменательное совпадение: на 3 мая (день рождения Варфоломея) приходится день памяти (смерти) святого Феодосия Печерского, игумена Киево-Печерского монастыря. Таким образом в венок новорожденного были вплетены два славных имени. Апостол Варфоломей, один из преданнейших учеников Христа, еще при Его жизни и по Его наставлениям, обстоятельно изложенным в Евангелии от Матфея, проповедовал Учение Христа. Совпадение существенно потому, что Варфоломей, живя в религиозной семье, должен был воспринимать наставления Христа особенно трепетно, как бы относящиеся к себе непосредственно. Так у Варфоломея рано установился личный канал связи с вечно живым Христом.
Есть тайный, весьма значительный смысл в самом имени «Варфоломей». И этот смысл также, как неуклонное следование заветам Христа, был многообразно выявлен жизнью Св. Сергия. В переводе с древнееврейского Варфоломей означает «сын мужества» [38]. И, действительно, он был бесстрашным человеком, о чем убедительно говорит как его одинокое отшельничество, и утверждение им нового монастырского пути, так и его решительное нарушение буквы церковных законов во имя защиты интересов Родины и народа. Епифаний особо отмечает и еще одну характернейшую особенность Преподобного: он был «скръбящимь и сетующимь радостотворец» (с. 273). Воистину, так: радостотворец для всех, с кем он входил в общение. И в историю человечества Св. Сергий вошел под именем Радонежского, а наследственной его фамилии никто до сих пор не знает. И совсем уж поразительно еще одно совпадение: второе имя апостола Варфоломея было Нафанаил, что означает «дар Божий» [39] в переводе с древнееврейского. За всю историю России не было другого дара Божьего, столь великого и столь необходимого для ее народа и ее будущего, как Сергий Радонежский.
Столько знаменательных совпадений породило крестильное имя Св. Сергия – неужели все они являются случайными? Вернее будет сказать, что, когда воплощается на Земле Великий Дух, многое, очень многое в его предстоящей жизни тщательно продумывается Пославшими Его. И что считать мелочами? В жизни великого деятеля и великого человека все исполнено глубокого смысла.
Но не всегда удается нам постигнуть этот смысл, как, например, в случае с выбором года рождения Сергия Радонежского. Мы не можем убедительно объяснить, по каким соображениям было принято решение о воплощении Великого Духа в 1314-м, а не 1319-м или в 1322 году. Нам кажутся несущественными споры об установлении года рождения Преподобного, ведущиеся уже много столетий, хотя мы отдаем себе отчет в том, что они порождаются неутолимым стремлением человека к истине. В конце концов, для развития науки именно это имеет первостепенное значение. Потому и мы включаемся в спор о точном времени жизни Преподобного.
В «Похвальном слове» Епифания есть размышления, которые позволяют сделать заключение о том, что после кончины Преподобного велись многозначительные разговоры о продолжительности жизни любого праведника: «Память праведного с похвалами бывает, и благословение Господне над главой праведного; аще и преставится праведный, в покои будеть; старость бо честна, не многолетна, ни в числе лет изчетена есть; седины же суть разумъ человеку, лета же старости – житие нескверна. Угоденъ Богу бывъ и възлюбленъ бывъ, живый посреди грешникъ преставленъ бысть, да не злоба изменитъ разумъ его, и лесть да не помрачит душу его; скончався, в мале исплъни лета многа: угодна бо бе Господеви душа его. Того ради любитъ Господь праведника, сохранитъ и живитъ, и ублажитъ его на земли, и не дасть в векы смятенна праведнику, ни же дасть видети истлениа преподобному Своему» («Похвальное слово», сс. 281-282, выделено мною. – А. К.). Принципиальная позиция Епифания, как видно, такова: 1) жизнь праведника измеряется не количеством прожитых лет, не сединами, а чистым, непорочным житием и разумом; когда умереть праведнику – решает Господь; 2) несомненно, что Господь «любит праведника» и способствует его земному житию.
Епифаний для обоснования своей точки зрения приводит высказывания библейского мудреца, царя Соломона [40]. Ясные авторитетнейшие суждения Соломона, однако, не положили конца спорам о продолжительности жизни Сергия Радонежского. Судя по позднейшим исправлениям возраста Преподобного, прослеженным Б. М. Клоссом по спискам «Жития Сергия» до XVII века, среди редакторов «Жития Сергия» были как те, кто исчисляли его жизнь в 78 лет и монашество в 55 лет, так и те, кто укорачивали его жизнь и монашество соответственно до 70 и 50 лет. Мы отстаиваем подлинность сведений, в которых 1392 год отмечается как год смерти Преподобного, продолжительность же его жизни определяется в 78 лет и соответственно 1314 год вычисляется как год его рождения. Нашу аргументацию по спорным вопросам мы излагаем в комментариях, полагая, что она интересна лишь для филологов и специалистов по истории и культуре Древней Руси [41].
Здесь же мы выскажем два новых, ранее не встречавшихся соображения – ни в работах давних, ни в исследованиях новейших, включая и те, которые принадлежат перу сторонников Живой Этики. Общепризнано всеми исследователями «Жития», что Сергий Радонежский был истинным последователем Христа. Хорошо известно, что Иисус Христос начал осуществлять свою земную миссию в 30 лет (иногда называется и в 28 лет). Но почему именно в этом возрасте, а не раньше, скажем, в 20 или в 25 лет? Живая Этика дает ясный ответ: только к 28 годам открывается у земного жителя, не исключая и Великих Воплощенных, все нервно-психические центры; другими словами, только с этого возраста прирожденные силы и способности великих людей достигают полного развития. И любая миссия, ради которой он принял физическое воплощение, теперь может быть исполнена им наилучшим образом. Знал ли Варфоломей великое значение этой возрастной границы, когда принял решение подвергнуть себя и свою веру в Бога труднейшему испытанию в условиях лесного отшельничества? Сказать определенно мы не можем. Но если и не знал, то руководствовался истиной, открытой людям в жизненном пути Христа, которому Варфоломей следовал, как своему образцу. На этом основании мы устанавливаем, что Варфоломей начал отшельничать в 28 лет, то есть в 1342 году. Этот же год с большой вероятностью вычисляется, исходя из косвенных данных, сохранившихся в «Житии», о чем мы скажем несколько позднее.
В книге М. С. Борисова «Сергий Радонежский» приводится, на наш взгляд, довольно весомый аргумент за то, что Преподобный родился в 1314 году: «В 1344 году Сергию исполнилось 30 лет. Он достиг возраста, когда, согласно канонам, мог быть рукоположен в иерея» [42.1.]. Но каноны зависят от устава монашеской жизни. Иерусалимский устав, разрешающий священничество в 30 лет, вошел на Руси в действие при Киприане, т. е. на переходе от XIV к XV столетию. В Свято-Троицком монастыре (как и в других) жизнь организовывалась, скорее всего, по Студийскому уставу, за которым на Руси стояли авторитет и традиция Киево-Печерского монастыря. По Студийскому Алексеевскому уставу игуменство разрешалось начиная с 33 лет [42.2.]. Сергий стал игуменом в 1354 г., следовательно, в соответствии с действующим уставом.
Из письма Е. И. Рерих в Америку от 31 мая 1934 года я узнал недавно, что «годом рождения Преподобного Сергия Радонежского по Указанию следует считать именно 1314-й» [43]. Можно было бы прекратить споры об этом, так как Указание исходило от того Великого Духа, который 690 лет тому назад воплотился в Сергии Радонежском. Однако среди специалистов по Др. Руси мало последователей Учения, и потому мы привели наши доводы (см. также комментарии) в обоснование 1314-го года.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии