Строитель вечного пути России Сергий Радонежский

Мы советуем во всем реально научное мышление. Даже самое возвышенное вдохновение должно быть укреплено наблюдением научным. Не нужно думать, что такой подход может что-либо умалить. Не нужно забывать, что многие прекрасные идеи распадаются от беспочвенного разумения. Такую необоснованную веру следует заменить светом познания... Познание должно быть свободно от предрассудков.

Живая Этика

Никогда в русской истории не было проявлено столь широкого и устойчивого интереса ученых и общественности к жизнедеятельности величайшего святого Руси Сергия Радонежского, как в 90-е годы XX в. Библиография книг и научных статей о нем насчитывает десятки наименований, не считая множества популярных публикаций в периодике по случаю празднования 600-летия со дня его смерти.

Три особенности отличают литературу, вышедшую в России в связи с 500-летием кончины Сергия Радонежского (1892 г. ) от литературы, изданной в нашей стране 100 лет спустя.

Если в конце XIX – начале XX вв. господствовал православно-богословский подход и сравнительно-исторический метод исследования жизненного подвига Святого Сергия, то через 100 лет положение существенно изменилось. Вместо преобладания одного подхода и одного метода, что также было присуще советскому периоду Российской истории (с 20-х по 80-е гг. XX века включительно), наблюдается множественность мировоззренческих установок (православно-богословская, позитивистская, марксистская, живоэтическая и др. ) и исследовательских методов (сравнительно-исторический, диалектико-материалистический, историко-культурный, семиотический, текстологический, нумерологический и др. ). В. М. Топоров впервые в истории русской медиевистики применил метод под названием «уступление себя миру». Наш подход к изучению литературных источников о Сергии Радонежском также во многом нов. Мировоззренчески мы опираемся на Учение Живая Этика. И хотя наш метод исследования в целом можно определить как семиотический, но он расширен в соответствии с принципами Живой Этики. Разнообразие идейно-творческих установок исследователей – первая особенность новейших работ о Сергии Радонежском. Конечно, истина одна, но действительность беспредельно многообразна, и, значит, пути и способы поиска истины должны быть адекватны предмету исследования.

Вторая особенность работ о Святом Сергии – отражение в некоторых нового воззрения на его личность и подвиг, на само понимание святости, воззрения, ясно изложенного в Новом Учении Живая Этика, или Агни Йога [1]*. В начале 30-х гг. XX в. за рубежом появились первые публикации, в которых жизнь Сергия Радонежского осмысливалась в духе Живой Этики. В России они стали известны лишь в начале 90-х гг. XX в., когда отмечалось 600-летие со дня смерти величайшего святого Руси. Тогда же появились и первые публикации о нем, написанные рериховцами – именно тогда появилось это слово, обозначавшее как приверженцев Нового Учения, продолжателей дела Рерихов, так и тех, кто были членами новых, «перестроечных» общественных организаций сторонников Живой Этики.

Третья особенность литературы 90-х гг. XX века о Святом Сергии: ее главные направления – позитивистское и марксистское (представлены, в основном, учеными, традиционно работающими в вузах и академических институтах), христианское (возродилось в 90-е гг. и получило поддержку Русской православной церкви) и живоэтическое (или агни-йогическое, самое молодое, примыкает к движению рериховцев) – развиваются без должного взаимного общения, а порой в отрыве друг от друга. Такое положение, на наш взгляд, наносит ущерб изучению жизни Сергия Радонежского. Последователи Живой Этики, принимая действительность во всей широте и полноте, считают целесообразным и продуктивным изучение всей литературы, относящейся к жизни и подвигу Святого Сергия. Терпимое, уважительное отношение к любой точке зрения, как и безусловное признание свободы мысли и слова – один из основополагающих принципов Нового Учения.

Великий, целожизненный подвиг Святого Сергия, учителя и охранителя земли Русской, жизнестроителя, пророка, чудотворца, пока изучается все же недостаточно широко и глубоко. На наш взгляд, его подвиг заслуживает организации комплексных исследований, например, таких, как исследования «Слова о полку Игореве». Сергий Радонежский, будучи воплощением Великого Планетарного Духа, закладывал в России основы будущего устроения мира, соответствующего эволюции Космоса. Он, как Христос, есть Путь и Истина, и изучение его жизни и его деяний философами, богословами, историками, филологами, психологами, футурологами принесет пользу и развитию науки, и жизни людей. Острый интерес к феномену Сергия Радонежского возникает ныне еще и потому, что Тот, чьим воплощением он был, есть Строитель судеб человечества, Великий Учитель, заблаговременно давший людям Учение – Живую Этику. Это Учение – развитие и синтез прежних великих религиозных, философских Учений человечества применительно к новому витку эволюционной спирали. Оно – милосердный дар людям, их последняя возможность стать на путь спасения при предстоящем крутом переходе к Шестой расе человечества. Каждый трудящийся человек, творящий добро и чтущий Иерархию Света, может, не отстраняясь от жизни и своего дела, взяться за освоение Учения и приложение его лично к себе и к жизни. Для этого оно и дано людям.

Наше исследование – попытка применить Живую Этику к осмыслению жизни и деятельности Сергия Радонежского. Предмет исследования – разнообразные тексты о нем, имеющиеся в распоряжении ученого. Задача исследования – восстановить истинный образ Сергия Радонежского, очистив его от наслоений времени. Но где критерий? На что опереться при отсутствии епифаниевского протографа «Жития Сергия Радонежского»? Основные принципы его жизни сформулированы в суждениях о нем и других Великих Учителях, имеющихся в Живой Этике, в «Похвальном слове» о нем, написанном, в основном, Епифанием Премудрым, в очерке Е. И. Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и в ее письмах, в статьях Н. К. Рериха. Следует особо подчеркнуть, что нет сколько-нибудь существенных расхождений между вышеназванными текстами – ни в общем взгляде на подвиг Преподобного Сергия, ни в оценке его деяний.

Остановимся на основных особенностях нашего подхода и нашего метода. Понятие «действительность» мы распространяем на все Сущее, как физическое, так и психическое, и все Сущее считаем живым, одушевленным. Мы признаем и почитаем беспредельную Космическую Иерархию Света в качестве Совершенного Разума и Совершенного Сердца Вселенной, направляющего ее эволюцию и созидающего все Миры, обитаемые и необитаемые. Следовательно, история этих Миров, включая, разумеется, и Землю, творится не только их обитателями, но и их космическими Руководителями, Теми, Кто несет высочайшую ответственность за эволюцию Космоса. Высшие светлые Силы Космоса находятся в постоянном противоборстве с силами Хаоса. На Земле оно с давних пор осложнено и обострено борьбой с силами тьмы, возглавлявшимися до 17 октября 1949 года Князем тьмы, Сатаной [2].

Сергию Радонежскому было присуще широкое понимание психофизической действительности Плотного и Тонкого миров. Освоение его подхода к Миру и человеку помогает исследователю освободиться от умаления подвига жизни Преподобного, от недооценки той стороны его жизни, которая связана с проявлением так называемых сверхъестественных сил, с помощью, оказывавшейся ему Свыше.

История науки доказывает, что сфера познания действительности неуклонно расширяется – как по горизонтали, так и по вертикали. Вчерашняя мистика и метафизика становятся каждодневной реальностью. «Знанию все открыто» [3]. Пришло время заменить понятия «мистический», «метафизический», «сверхъестественный» и т. п. понятиями «непознанный», «неоткрытый», а научный изоляционизм, чурающийся всего неземного, необычного, сдать в архив. «Ничего нет отвлеченного, и жизнь впитывает каждую мысль. Потому будьте реалистами истинной реальности» [4].

Понимание Сущего возможно лишь как познание энергийного единства и борьбы вечно движущихся и развивающихся пар противоположностей – материи и духа, тьмы и света, зла и добра и т. д. Бинарная подвижная оппозиция тончайших энергий означает невозможность их абсолютно независимого, самодовлеющего бытия. Означает их относительность и взаимозависимость. Представьте себе, что в Космосе перестала действовать центростремительная или центробежная сила – Вселенная тут же разрушилась бы. Поэтому сохранение единства пар противоположностей и управление их взаимодействием есть обеспечение равновесия (гармонии) любой системы любого уровня.

Широта и диалектичность подхода избавят исследователя от пут, налагаемых на его сознание малоподвижной традицией, философскими, научными, религиозными и политическими замкнутыми системами. «Знание должно быть безусловно... Кто может заставить историка или философа не касаться исторических фактов... Единственным преимуществом в областях знаний будет большая убедительность и привлекательность» [5]. На путь творческой свободы направляет и вдохновитель нашего исследования Преподобный Сергий, который сам, идя навстречу неотложным запросам жизни, на деле обогащал Учение Христа.

Наш подход требует расширения методов исследования. Семиотический метод мы намерены сочетать, в меру потребности, с текстологическим, и не только применительно к семантике, но и к синтактике, чтобы по возможности осветить предмет исследования с разных сторон. В этой связи мы придаем особое значение действиям, поступкам Преподобного Сергия – их смыслу, сущности и целенаправленности. Тут мы принимаем во внимание, что при отсутствии протографа и после многократных переделок «Жития Сергия» легче восстановить в их истинности его действия, чем его высказывания. Анализ действий с неизбежностью распространяется на анализ их причин и последствий, что побуждает исследователя прибегать к историко-культурному методу. Анализ причин и следствий приводит к углублению в сознание героев, а следовательно, и авторов житийных редакций, что, в свою очередь, вызывает привлечение психоаналитических методов. Сочетая различные методы исследования, мы стремились к высвечиванию разных граней Великой Индивидуальности Святого Сергия, к проникновению в назначение и смысл его земной миссии на Руси.